28.06.2017
На кордоне в Предуральской степи живет семейство сусликов, которых инспекторы заповедника зовут Симпсонами. Имена есть практически у всех сусликов, вот лишь некоторые их них: Кузя, Манюня, Товарищ Суслов, Нинзя, Фимка, Сапер и другие. Окна кордона, в котором инспекторы живут неделями, выходят на все стороны света. И в какое ни глянешь - обязательно увидишь кого-нибудь из Симпсонов. Вот, например, прячась за пучками типчака, Нинзя подкрадывается к Кузе. Но Кузя, хотя он и простачок, давно заметил маневры конкурента за внимание Манюни и бросается ему навстречу.
Происходит короткая стычка, больше похожая на веселую игру, и оба разбегаются каждый в свою сторону. Манюня, казалось бы, безучастно смотрит на них, сидя у своей норки. Но, когда придет время, она обратит свое внимание на того, кто в этих мимолетных дуэлях был более ловким и напористым. А из восточного окна чаще всего можно увидеть Товарища Суслова. Обычно он стоит столбиком и с неодобрительно-высокомерным выражением мордочки следит, как в паре метров от него выбрасывает грунт из своего подземного тоннеля слепушонка – еще один многочисленный грызун, который на поверхность земли практически никогда не выходит. «Товарищ Суслов», кстати, это имя. А фамилия у него, как и у всех остальных - Симпсон.
Около кордона Симпсоны появились в середине апреля. Сначала из восьмимесячной спячки вышли три или четыре самца, потом несколько самочек, а еще позже прошлогодний молодняк. С каждым днем сусликов на небольшой выкошенной территории кордона становилось все больше. Стало понятно, что зверьки переселяются поближе к людям со всей округи не случайно. Дело в том, что вокруг вся степь покрыта высоким прошлогодним ковылем и зарослями чилиги. А непосредственно около кордона траву инспекторы, в противопожарных целях, осенью выкосили. Суслики же не любят высокого травостоя. Он мешает им непрестанно осматривать окрестности, опасаясь подкрадывающегося хищника. Вот и сбежались Симпсоны на зеленую чистую лужайку, покрытую весной тюльпанами и ирисами. Тем более, что рядом с постройками человека их не беспокоят ни наземные враги – лисицы и корсаки, ни еще более опасные летающие охотники – орлы и совы.
Год назад сусликов на кордоне было совсем не много: Фимка и еще парочка, обитающая около ангара для техники. Поэтому, когда у Фимки появился выводок из семи малышей, она стала настоящей медиазвездой. Она настолько привыкла к присутствию людей, что совсем перестала их опасаться. Норка Фимкиного семейства находилась буквально в метре от пешеходной дорожки, и когда по ней кто-нибудь шел, отчаянная мать семейства выбегала навстречу и начинала что-то лопотать, верещать и свистеть, очевидно, объясняя: «Осторожней, тут дети в травке гуляют. А вы ножищами своими неуклюжими топочете, дылды непутевые!» Гостящих на кордоне журналистов и фотографов это приводило в неистовый восторг. В результате редкий фоторепортаж о нашем заповеднике выходил без Фимкиного портрета.
В этом году сусликов на кордоне на порядок больше – штук 40 или даже больше. И у каждого по нескольку нор: одна – постоянная, пара временных, и еще 4 – 6 неглубоких, спасательных. Так что, вся почва вокруг кордона напоминает сыр, сплошные дырки. В постоянных норах, на глубине около трех метров от поверхности земли суслики устраивают уютные гнездовые камеры, выстланные мягкой травой. В летнюю жару там прохладно, а зимой температура остается положительной. Вообще суслики - отличные землекопы и инженеры. Постоянные норки у них имеют по нескольку входов, которые, залегая на зиму в спячку, они тщательно заделывают. Летом же они неустанно что-то в норе улучшают и перестраивают. Особенной любовью к землекопным работам среди наших Симпсонов отличается Сапер.
Свою нору он превратил в сложные катакомбы. И, надо же такому случиться, там, где Сапер запланировал устроить какой-то очень важный, по его мнению, выход, глупые люди проложили плиточную дорожку. Но, хотя у Сапера фамилия Симпсон, он русский суслик, а русские, как известно, не сдаются. И вот уже второй год Сапер эту дорожку старается победить. Дважды инспекторам приходилось его выуживать из-под провалившейся подкопанной бетонной плитки и за шкирку депортировать на другой край колонии. Но уже через час Сапер оказывался дома. Правда, саперные работы на какое-то время приостанавливал.
Питаются суслики, как и все грызуны, растительной пищей: травой, корешками, семенами. Иногда могут перекусить кузнечиком или червячком. В научной литературе попадается информация, что едят они, среди прочего, и тюльпаны. Стали инспекторы наблюдать. Тюльпанов на прикордонном участке множество, но с объеденной листвой их видно не было. Подумали было, что сообщение о «тюльпаноедстве» Симпсонов - неправедный наговор. Но однажды, когда тюльпаны только начали расцветать, инспекторы вдруг заметили, как Кузя отгрыз у одного из них тугой нераспустившийся бутон и с явным удовольствием схрумкал. Внимательно посмотрев, обнаружили и у других тюльпанов откушенные головки. Но было таких поврежденных растений совсем не много.
Кладовых с запасом еды малые суслики не устраивают. Зиму пережить им помогает только изрядный запас жира. Поэтому очень губительны для этих зверьков степные пожары, выжигающие тысячи гектаров травы. От огня они успешно спасаются в норах, но остаются лишены пищи. Протянув кое-как на корешках до августа, и, не набрав достаточного количества жира, они залегают в спячку не готовыми к зимовке. И гибнут зимой от истощения практически поголовно. На следующий год гари, на которых растет красивая, казалось бы, зеленая травка, покидают все хищные животные и птицы. Ведь их основной пищи – сусликов и полевок здесь больше нет. Степной животный мир скудеет на долгие годы.

Текст и фото: Дмитрий Немальцев